Как выбрать трюковой самокат: детали, стиль и особенности
Введение
История трюковых самокатов начинается в 1970-х и 1980-х годах, когда BMX и скейтбординг начали набирать популярность. Райдеры стали экспериментировать с выполнение различных трюковых элементов на самокатах, что привело к созданию специализированных моделей. Настоящий всплеск популярности фристайл-скутеров пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов, когда стандартные самокаты начали модифицироваться для выполнения сложных трюков.
Трюковые самокаты завоевали популярность среди райдеров благодаря их возможностям для исполнения трюков и маневренности. Спортсмены и энтузиасты по всему миру выбирают трюковые самокаты как для участия в соревнованиях, так и для просто активного отдыха. Экстремальный вид спорта на трюковых самокатах включает различные дисциплины, такие как парковое и уличное катание, демонстрируя сложные акробатические элементы, что требует высокого уровня мастерства.
С ростом популярности трюковых самокатов развивается и культура вокруг этого вида спорта, способствуя созданию живых и активных сообществ. Социальные медиа играют ключевую роль в распространении интереса к этому экстремальному виду спорта, предоставляя платформу для обмена опытом и творческими достижениями райдеров. Это привлекает новых участников, что способствует развитию выполнения трюков на самокатах как виду спорта и как элементу урбанистической культуры.
Особенности трюковых самокатов
Трюковые самокаты разработаны для выполнения акробатических трюков и сложных маневров, что существенно отличает их от обычных самокатов, предназначенных для простой прогулочной езды. Основное отличие трюковых самокатов — это их конструкция. Трюковые самокаты имеют укреплённые рамы, которые выдерживают высокие нагрузки при приземлениях. Материалы для их изготовления выбираются с учётом максимальной прочности и минимального веса, часто используется алюминий высокой плотности или сталь. Дека трюкового самоката шире и короче, что обеспечивает лучшую стабильность и управляемость при выполнении различных элементов. Также они часто оснащены специальной шкуркой для лучшего сцепления с обувью.
Руль у трюковых самокатов обычно делается выше и шире, чтобы райдеру было удобнее удерживать равновесие и выполнять трюки типа barspin, когда руль вращается вокруг своей оси. Колёса трюковых самокатов также отличаются и имеют меньший диаметр, но большую ширину и укреплённые подшипники, позволяя достигать большей устойчивости и управляемости при выполнении трюков на различных поверхностях. Вилка, соединяющая колёса с декой, также усилена, а компрессионная система трюковых самокатов отличается повышенной надёжностью.
При производстве трюковых самокатов часто применяют технологии лазерной резки, что позволяет создавать сложные формы и конструкции, которые ранее были невозможны или слишком дороги в производстве. Это позволяет производителям оптимизировать детали самоката под конкретные стили катания и индивидуальные предпочтения райдеров.
Трюковые самокаты не предназначены для долгих поездок или комфортной езды по городу; они созданы для спортивных площадок и скейт-парков, где райдеры могут практиковать и демонстрировать свои навыки.
Компоненты трюкового самоката
Дека, шейка и стакан
Дека трюкового самоката — это основа, на которой стоит райдер, и она играет ключевую роль в обеспечении устойчивости, маневренности и общей прочности самоката. Подбор правильной деки существенно влияет на стиль катания и возможности выполнения трюков. При сборке кастомного самоката выбор деки часто определяется первым, так как именно от неё зависит подбор других компонентов.
Стакан является критически важным элементом деки трюкового самоката, так как через неё проходит вилка и система компрессии. Эта часть соединена с декой через так называемую шейку. Важно учитывать, что длина стакана должна соответствовать размерам вилки и системы компрессии. Обычно длина стакана составляет около 10 см. Угол стакана, который обычно составляет от 80 до 85 градусов (чаще всего 83 градуса), определяет, насколько руль будет наклоняться в сторону райдера и влияет на удобство управления.
В стакане деки размещены подшипники рулевого механизма, через которые проходит вилка. Они определяют направление вращения вилки. В свою очередь, рулевые подшипники можно разделить на две категории:
Не интегрированные – они состоят из чашек, промышленных подшипников, верхнего и нижнего кольца рулевой, а также пыльника (защита для подшипника). Не интегрированные рулевые легко отличить, так как они имеют отличный цвет от рамы.
Интегрированные – в этом случае промышленные подшипники устанавливаются непосредственно в вырез, имеющийся в стакане деки. Они также легко отличаются, так как интегрированные рулевые имеют один цвет с декой.
Длина деки важна для обеспечения стабильности и достаточного пространства для ног райдера. Для катания в скейт парках и на рампах могут подходить более короткие деки, поскольку они облегчают выполнение трюков и улучшают маневренность. Длины дек трюковых самокатов обычно находятся в пределах от 50 до 53 см. Ширина деки также важна для комфорта при выполнении трюков и для трюковых самокатов обычно варьируется от 10 до 12 см.
Платформой деки является пространство между шейкой деки и тормозом, которое должно быть достаточно велико, чтобы райдер чувствовал себя комфортно. Райдеры с большими ногами обычно предпочитают деки с большим пространством для ног, которое обычно составляет около 36 см. Как правило, на платформе есть небольшое углубление, которое помогает райдеру чувствовать своё положение на деке и обеспечивает лучшее удержание ног. Эта особенность заимствована из скейтбординга и помогает улучшить контроль над самокатом во время выполнения трюков.
Алюминиевые сплавы являются основным материалом для производства дек трюковых самокатов, благодаря их лёгкости, прочности и удобству в обработке. Наиболее распространённые в этой категории — сплавы марок 6061 и 7075.
Сплав 6061. Содержит магний и кремний, что делает его относительно лёгким, но при этом достаточно прочным для использования в производстве самокатов. Он легко сваривается, однако сварные участки могут терять прочность, которую можно восстановить путём термической обработки.
Сплав 7075. Считается одним из самых прочных алюминиевых сплавов, так как в его состав входит цинк. Этот материал используется для изготовления самых надёжных и долговечных дек для трюковых самокатов.
Сталь 4130. Также известная как Chromoly, содержит хром и молибден, что делает её легче и прочнее обычной стали. Этот материал часто используется для производства рам, так как он обеспечивает высокую устойчивость к нагрузкам и износу, что особенно важно для трюковых самокатов.
Термическая обработка металлов позволяет изменить их физические и химические свойства, в частности, восстановить или увеличить прочность после сварки. Обозначение "Т6" в контексте сплава 6061-Т6 указывает на уровень термообработки, который был применён к металлу. Чем выше значение T, тем выше восстановленная прочность сплава или сварного соединения.
Системы компрессии для трюкового самоката
Системы компрессии в трюковых самокатах играют критически важную роль, так как они удерживают вместе вилку и руль, обеспечивая надёжность и стабильность конструкции. В зависимости от типа системы компрессии, различаются методы крепления и уровень сложности установки и настройки. Ниже представлены основные типы систем компрессии и их особенности.
-
SCS (Standard Compression System). SCS является наиболее популярной и надёжной системой компрессии в трюковых самокатах. Эта система использует специальный зажим, который одновременно соединяет руль и вилку. SCS компрессия обеспечивает высокую прочность и стабильность благодаря тому, что зажим крепится непосредственно к вилке, минимизируя количество движущихся частей. Это делает SCS одной из лучших систем для трюковых самокатов высокого уровня.
- IHC (Integrated Headset Compression). IHC — это более лёгкая и компактная система компрессии, обычно используемая в самокатах среднего уровня. Эта система включает в себя тонкую стальную втулку, которая вставляется внутрь штока вилки. IHC идеально подходит для самокатов с алюминиевыми вилками и рулями стандартного размера. Основное преимущество IHC состоит в том, что она облегчает самокат и делает его менее громоздким.
- HIC (Hidden Internal Compression). HIC похожа на IHC, но предназначена для более толстых рулей и вилок. Эта система использует компрессионную втулку и зажим, которые скрыты внутри рулевой трубы. HIC обеспечивает хорошую прочность и устойчивость, но требует использования рулей с большим внутренним диаметром. Это делает систему HIC предпочтительной для райдеров, которые ищут надёжность SCS с меньшим весом.
- ICS (Inverted Compression System). ICS — это одна из самых простых и лёгких систем, которая использует длинный винт, проходящий сквозь дно вилки для крепления к рулевой колонке. Эта система требует наименьшего количества деталей, что делает её легкой и недорогой в установке. Однако ICS может быть менее надёжной по сравнению с более тяжёлыми системами и часто используется в более дешёвых моделях самокатов.
Как было упомянуто выше, при сборке кастомных самокатов в первую очередь выбирается дека. Однако даже при покупке уже собранных трюковых самокатов стоит обратить внимание на стакан деки и систему компрессии, так как элементы системы одного типа могут не подойти к элементам системы другого типа, что может вызвать проблемы при замене деталей системы. К примеру, с компрессионной системой HIC сочетаются исключительно HIC рули, с более широким внутренним и внешним диаметром (34,9 мм). Поэтому необходимо внимательно выбирать элементы системы при замене.
3.3 Руль трюкового самоката
Руль является одним из ключевых компонентов трюкового самоката, определяющих его управляемость и комфорт при использовании. Они варьируются по форме и размеру, что позволяет каждому райдеру выбрать оптимальную конфигурацию.
Прямой руль (T-bar). Классическая форма руля, представляющая собой прямую трубу с перекладиной вверху. Эта форма идеально подходит для начинающих райдеров благодаря своей простоте и прочности.
Изогнутый руль (Y-bar). Руль с изогнутыми концами, который обеспечивает лучший контроль и удобство захвата. Изогнутый дизайн позволяет равномерно распределить нагрузку во время выполнения особенно сложных элементов.
Bat-wing. Крайне прочная система управления, которая во многом базируется на технологии, применяемой в BMX. Особенность данной технологии заключается в том, что главное напряжение несут не спицы, а изогнутые в соответствии с предпочтениями производителя трубы.
Рули для трюковых самокатов обычно изготавливаются из двух основных материалов: сталь и алюминий. Стальные рули более тяжелые, но и более прочные, что делает их идеальным выбором для начинающих райдеров и тех, кто предпочитает более агрессивный стиль катания. Алюминиевые рули, в свою очередь, значительно легче, что может способствовать лучшему контролю и уменьшению утомляемости во время длительных тренировок или выступлений. Большинство комплектных самокатов имеют рули шириной 50–60 см или 45–55 см и они отлично подойдут большинству райдеров.
Грипсы на рули для трюковых самокатов позволяют усилить сцепление ладони с рулем. Как правило, грипсы изготовлены из прочной резины, что обеспечивает уверенное сцепление с рулем и снижает усталость рук. Эффективность грипсов повышается благодаря их рифленой текстуре, которая предотвращает скольжение. Наличие в комплекте барендов также является важным аспектом, позволяющее защитить руль от ударов при неудачном исполнении трюков.
3.4 Зажимы для трюкового самоката
Зажимы играют критически важную роль в конструкции трюковых самокатов, так как они обеспечивают надежное соединение руля с вилкой. В зависимости от конструкции и материалов, зажимы могут значительно влиять на устойчивость самоката.
Зажимы для трюковых самокатов бывают двух видов: стандартные и увеличенного размера (Oversized), в зависимости от их диаметра. Стандартные зажимы подходят для руля стандартных самокатов с внешним диаметром 32 мм, но они не подходят для алюминиевых рулей. Oversize-зажимы подходят для рулей увеличенного размера (под систему компрессии HIC) с внешним диаметром 35 мм. Некоторые зажимы для увеличенных самокатов поставляются с шайбой, которая может использоваться для установки на стандартный руль.
Помимо внутреннего диаметра зажима, они имеют разные высоты. Высота зажима крайне важна, так как она должна соответствовать размеру паза в нижней трубе. Если паз короче высоты зажима, верхняя часть зажима будет давить на руль, что может привести к деформации.
Большинство зажимов изготавливается из алюминия благодаря его легкости. Алюминиевые зажимы идеально подходят для большинства райдеров, обеспечивая хорошее сочетание веса и прочности. Более тяжелые и прочные материалы, такие как титан или сталь, используются в зажимах для особо тяжелых условий эксплуатации. Они дороже алюминиевых, но обеспечивают максимальную надежность.
Некоторые современные самокаты оснащены интегрированными зажимами, которые формируют единую монолитную конструкцию с вилкой или рулевой колонкой. Это увеличивает общую прочность конструкции и уменьшает вероятность ослабления соединения.
Самое главное: важно убедиться, что выбранный зажим совместим с диаметром руля и вилки самоката. Неподходящий зажим может не обеспечить достаточной фиксации или даже повредить компоненты из-за чрезмерного давления.
Вилка
Вилка трюкового самоката соединяет переднее колесо с рулевой колонкой. Выбор вилки зависит от размера колеса и типа компрессионной системы самоката. Некоторые модели вилок предназначены для конкретных видов катания и могут варьироваться по ширине, длине штока и общей конструкции.
Вилка состоит из вертикальной трубы – штока руля, двух “перьев”, которые окружают колесо, и небольшого контейнера для рулевой колонки. Некоторые вилки имеют интегрированный контейнер, что упрощает монтаж, однако такие вилки подходят только для интегрированных безрезьбовых рулевых колонок. Длина штока руля вилок может варьироваться, чтобы подходить под различные рулевые трубы (стаканы) дек.
Вилки, как и деки, также изготавливаются из алюминиевых сплавов или различных марок сталей. Как правило, вилки выделяются на фрезерованные и штампованные. Фрезерованные вилки имеют более высокую стойкость и износу, по сравнению со штампованными, но при этом и более высокую цену.
Существуют как безрезьбовые, так и резьбовые вилки. Безрезьбовые вилки чаще всего используются профессиональными райдерами и требуют безрезьбовой рулевой колонки и системы компрессии, что обеспечивает прочность самоката. Резьбовые вилки используются на бюджетных самокатах и не пользуются популярностью из-за маленькой прочности рулевой колонки и сложности в обслуживании. Некоторые вилки используются только в конкретных системах, такие как SCS или HIC.
Колеса самоката
Качество подшипников и колес трюковых самокатов играют главную роль на набор и поддержание скорости, а также на удобство преодолений небольших неровностей. Стандартные колёса для трюковых самокатов имеют диаметр 100 мм или 110 мм. Однако существуют и более крупные колёса диаметром до 125 мм. Большие колёса обеспечивают высокую скорость и способность легко преодолевать различные препятствия, что делает их идеальными для перемещения на большие расстояния. Меньшие колёса более лёгкие и маневренные, что предпочтительно для выполнения трюков и катания в скейтпарках.
Как правило, колеса изготавливают из полиуретана, который используется для производства всех колёс в скейтбординге и трюковых самокатах. Он характеризуется различной степенью твёрдости, измеряемой по шкале дюрометра (duro). Твёрдые колёса имеют меньшее сопротивление трению и дальше катятся на гладких поверхностях, что делает их идеальными для рамп и хорошо вымощенных дорог. Мягкие колёса обеспечивают лучшее сцепление с неровным асфальтом, но и скорость износа увеличена.
В колесах любых самокатов установлены подшипники. Подшипники состоят из 6-8 шариков, заключённых между внутренней и внешней стальной оболочкой, и защищены прокладкой, чтобы предотвратить попадание грязи. Они оцениваются по системе ABEC, где более высокие значения (например, ABEC-9) указывают на более высокую точность изготовления и, соответственно, большую скорость и время вращения.
Пеги
Пеги являются важным дополнением к трюковому самокату, позволяющим райдерам выполнять различные трюки, которые без них были бы невозможны. Они представляют собой цилиндрические детали, которые монтируются на оси колес самоката. Некоторые вилки и деки не предназначены для монтажа пег. В таком случае потребуются дополнительные проставки и, соответственно, более длинная ось.
Пеги могут быть изготовлены из различных материалов, включая алюминий и сталь. Алюминиевые пеги легче и подходят для паркового катания, но они не так прочны, как стальные. Стальные пеги (хромированная сталь) прочнее и лучше подходят для уличного катания.
Выбор самоката
Для удобства выполнения трюков важно выбрать модель, адаптированную под рост райдера. Самокат, идеально подходящий по размерам, обеспечит более точный контроль и упростит выполнение трюков. Рекомендуется измерить расстояние от земли до уровня живота и выбрать самокат с высотой руля в этом диапазоне.
Рост |
90–100 см |
110–130 см |
130–140 см |
140-150 см |
150-160 см |
170+ см |
Рекомендуемая высота трюкового самоката |
Ниже 70 см |
60–75 см |
65–79 см |
70-80 см |
75-87 см |
79+ см |
При выборе трюкового самоката также важно учесть размер колёс. Для детских моделей обычно используют колёса размером от 90 до 110 мм, тогда как для подростков и взрослых подойдут колёса диаметром от 110 до 120 мм.
Не менее важным является выбор системы компрессии, которая влияет на долговечность и надежность самоката. Среди наиболее распространённых и надёжных систем выделяют SCS, HIC, IHC и ICS.
Кроме того, следует обратить внимание на качество подшипников колёс по шкале ABEC. Чем выше значение ABEC, например ABEC-7, тем с более высокой точностью изготовлены подшипники, что означает лучшее более стабильное и длительное вращение колёс, что особенно актуально при езде по рампам и необходимости поддерживать высокую скорость без внезапного замедления. Рекомендуется выбирать самокаты с подшипниками ABEC-5 и выше.
Стили езды
Трюковые самокаты подразделяются на различные типы, каждый из которых адаптирован под конкретные стили катания. В зависимости от стиля катания райдеры могут выбирать самокаты с разными характеристиками, такими как размер колес, тип деки, систему компрессии и другие параметры.
Парковое катание (Park Riding)
Парковые самокаты часто имеют легкие алюминиевые деки, что облегчает выполнение трюков и улучшает управляемость. Конструкция руля и вилки также важна; они должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать постоянные нагрузки при выполнении трюков и приземлениях. Для паркового катания предпочтительны колеса среднего размера (около 100–110 мм), которые обеспечивают хорошее сочетание скорости и контроля. Надежная система компрессии, такая как SCS или HIC, критична для обеспечения стабильности и прочности соединений между основными частями самоката. Важно учитывать также вес самоката, так как легкий самокат улучшает маневренность, что критически важно для паркового катания.
Уличное катание (Street Riding)
Самокаты для уличного катания обычно имеют более прочные и тяжёлые конструкции. Важно выбирать модели с усиленными деками и крепкими вилками из стали или алюминия, чтобы выдерживать интенсивные нагрузки во время трюков и приземлений на твёрдых уличных поверхностях. Больший диаметр колёс (110 мм и более) предпочтителен для уличного катания, так как обеспечивает лучшее преодоление неровностей и высокую скорость. В самокатах для уличного катания часто используются более широкие рули для улучшения контроля. Надёжные системы компрессии, такие как SCS и HIC, критичны, так как они обеспечивают дополнительную стабильность конструкции самоката. Уличные самокаты обычно тяжелее парковых, что добавляет им устойчивости, но требует больше усилий для выполнения различных элементов.
Дёрт (Dirt Riding)
Трюковые самокаты для катания по грунту (дёрт) должны быть особенно прочными и надёжными, чтобы выдерживать интенсивные нагрузки на неровных поверхностях. Они обычно оснащены надувными или прочными полиуретановыми колесами большого диаметра, которые обеспечивают лучшую амортизацию и способность преодолевать препятствия. Для дёрт катания часто используют колёса с диаметром 200 мм, обеспечивающие хорошую амортизацию и способность преодолевать крупные неровности. Рамы делают из высокопрочных материалов, обеспечивающих устойчивость к деформациям, а дека должна быть достаточно широкой для дополнительной устойчивости, но при этом обеспечивать удобство управления.
Заключение
При выборе трюкового самоката важно учитывать стиль катания, так как он определяет требования к дизайну и характеристикам самоката. Лёгкие самокаты с маленькими колёсами идут для паркового катания, в то время как уличное катание требует более прочных моделей с широкой декой и крупными колёсами для стабильности и устойчивости. Для катания по грунту подходят самокаты с надувными колёсами и усиленной декой. Выбор материалов, таких как алюминий или сталь, а также качество подшипников, влияют на производительность и долговечность самоката. Размеры самоката, включая высоту руля и ширину деки, должны соответствовать личным предпочтениям и физическим параметрам райдера, что обеспечивает комфорт и контроль при катании.
Стоит тщательно изучить все доступные варианты и выбрать тот, который лучше всего соответствует вашим нуждам и стилю катания. Следует обратить внимание на рекомендации опытных райдеров, а также проверять качество компонентов, чтобы новый самокат служил долго и надежно, позволяя в полной мере насладиться трюковым катанием.